20 января 2018 года начали действовать официальные изменения в Закон Украины  «Про забезпечення комерційного обліку природного газу».

Первое: потребители всех категорий должны установить газовый счетчик до 1 января 2021 года (вместо срока до 1.01.2018). После истечения этого срока возможное отключение от газовой сети касается только тех потребителей, которые используют газ только для приготовления пищи, т. е. у которых из газовых приборов имеется только плита газовая.

Второе: общедомовой газовый счетчик теперь могут установить только в том случае, если жители дома согласятся на его установку (пункт 2 статья 2

«з метою збереження комерційногообліку природного газу для населення суб’єкти господарювання, що здійснюють розподіл природного газу на відповідній території, оснащують споживачів природного газу — фізичних осіб (населення) індивідуальними лічильниками.

Загальнобудинковий лічильник газу може бути встановлений лише за згодою співвласників багатоповерхового будинку в порядку здійснення права власності у багатоповерховому будинку».

Каким именно образом жители дома должны согласиться на установку одного для всех счетчика и добровольно облегчить жизнь газовой компании, а себе создать новые проблемы?

Вся процедура прописана в вышеуказанном Законе, а также руководствуясь ст.10 Закона «Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку».

Третье: граждане имеют право установить счетчик за свои деньги, как это уже многие потребители успели сделать. Теперь они могут получить компенсацию. Но я думаю, что те граждане, которые установили счетчик до 20.01.2018г.  ее не получат. Почему? Потому, что компенсацию ввели новым Законом, который действует с 20 января 2018 года.

Четвертое: с 20 января 2018 года, если Вы (физическое лицо, конкретный, а не коллективный потребитель газа и из газовых приборов имеете только газовую плиту) отказались от установки газового счетчика, то газ вам могут отключить только с 1 января 2021 года.

А что делать, если до 1 января 2021 года горгаз не успеет установить вам счетчик? Не волнуйтесь! В Законе четко сказано, что, не имея вашего письменного отказа от установки счетчика, отключать газ вам не имеют права. И коллективные отказы от некоторой части жителей дома тут не пройдут. Не успели — сами виноваты.

А что делать тем гражданам, которые отказались установить индивидуальные счетчики до 20.01.2018 и им теперь приходят счета с увеличенными объемами газа (вместо 4,5 куб.м.-18,5)? Писать коллективные и индивидуальные жалобы в НКРЕ КП (03057, м. Київ, вул.Смоленська,19. Тел. (044) 204 48 27).

Лучше писать от каждого жителя дома, так как  судебные решения в пользу граждан, пострадавших от газовых компаний, обосновываются на:

  1. Горгаз лично, конкретно вам не сообщал, что собирается установить в вашем доме общедомовой счетчик, а вы могли решить только за себя, поэтому вы могли отказаться только от индивидуального счетчика;
  2. Акты об отказе от установки счетчиков составлены с нарушением норм Кодекса ГРС. Но чтобы установить это нарушение, надо в начале обратиться в НКРЕКП (застолбить факт нарушения).

Теперь уже граждане сами должны разобраться в происходящем и дать отпор горгазу, который продолжает вводить в заблуждение. Тем гражданам, которые уже согласились с установкой общедомового счетчика и ждут теперь, что все само собой образуется – не ждите! Само собой ничего не происходит. Как видите, только коллективно можно защитить свои права и чего-то добиться. Нужно только захотеть.

 

Эксперт коммунальных услуг     В. Романюк